Выставки и конгрессы: близнецы-братья или дальние родственники?
15 декабря ‘16
Выставки и конгрессы: близнецы-братья или дальние родственники?

автор: «Экспо-Ведомости» №4, 2015

Считаете ли вы отдельными видами бизнеса: выставочно-конгрессную деятельность (организация выставок и сопутствующих мероприятий) и самостоятельную конгрессную деятельность (возможно, с небольшими выставками в рамках конгрессов)?
 
Согласно классификации международных отраслевых ассоциаций, IAPCO и ICCA, выставочная и конгрессная деятельность являются самостоятельными отраслями и сегментами глобальной ивент индустрии (events industry). Это разделение подтверждается специализацией самих ассоциаций: так, в выставочной индустрии – это, в частности, UFI, AUMA, в конгрессной – MPI и уже упомянутые ICCA, IAPCO.  
 
В российской практике конгрессные и выставочные мероприятия часто дополняют друг друга. В рамках крупных конгрессных мероприятий организуются небольшие экспозиции, а деловая программа выставок включает конгрессную часть. Такой подход значительно увеличивает эффективность и представительность каждого отдельного события. 
 
Это особенно важно в текущей ситуации, когда участники стали более тщательно подходить к выбору проектов, ориентируясь на их эффективность с точки зрения результативных контактов. Поэтому все более востребованными становятся максимально комплексные форматы, инструменты и технологии, которые позволяют выстроить отношения с деловыми партнерами и клиентами на площадке мероприятия. По 25-летнему опыту ГП «РЕСТЭК» можно отметить несколько возможностей, в которых участники проявляют все большую заинтересованность: Биржа Деловых Контактов (система назначения деловых встреч), формат конфекс (от англ. “confex”= conference+exhibition,  сочетание конференции и выставки), а также предоставление более широкого спектра медиа инструментов в рамках подготовки и участия в мероприятиях. 
 
Таким образом, будучи самостоятельными видами бизнеса, только в комплексе выставочная и конгрессная деятельность становятся эффективным механизмом делового информационного взаимодействия. 
 
 
Относится ли, по Вашему мнению, к сфере действия «Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ» и соответствующего федерального закона самостоятельная конгрессная деятельность (определение см. выше)? 
 
Как я отметил выше, выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность – это самостоятельные отрасли, которые при этом находятся в очень тесном взаимодействии. Они создают налогооблагаемую базу, участвуют в формировании ВВП, создают рабочие места, а, значит, как и любая другая отрасль требуют самостоятельного нормативно-правового регулирования. 
 
Сегодня со стороны государства предприняты ряд мер по решению этого вопроса. В частности, при поддержке участников рынка была разработана и одобрена Правительством РФ «Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ», а также утвержден план мероприятий по ее реализации. В субъектах Российской Федерации подготовлен ряд нормативных документов по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в частности, концепций и программ развития. В настоящее время разрабатывается концепция федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». На очереди разработка федеральной целевой программы «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года».
 
Также необходимо отметить уникальный опыт Санкт-Петербурга по созданию выставочно-конгрессного кластера, в рамках которого ведется активная совместная работа государства и участников рынка по созданию эффективной, конкурентоспособной отрасли. Это один из примеров успешного взаимодействия в форме государственно-частного партнерства, которое позволяет сохранять государственный контроль и привлекать частный сектор на условиях компенсации затрат и разделения рисков, обязательств, компетенций. 
 
Таким образом, с точки зрения нормативно-правового регулирования конгрессная деятельность, скорее, рассматривается в комплексе с выставочно-ярмарочной отраслью. 
 
Однако первые шаги к самостоятельной координации именно конгрессной составляющей событийного рынка уже сделаны. С целью организации активной маркетинговой деятельности по продвижению возможностей страны и отдельных регионов на международном и внутреннем рынках созданы конгресс-бюро. Успешный опыт уже есть у Москвы, в 2014 году данная структура также была создана в Санкт-Петербурге. Его деятельность направлена на формирование концепции развития Санкт-Петербурга как одной из ключевых конгрессных дестинаций мира. 
 
Следующим важным шагом в развитии конгрессной деятельности и ее дополнительном выделении в качестве самостоятельного отраслевого направления станет создание Национального конгресс-бюро. Это некоммерческая организация, признанная органами местного самоуправления в качестве представителя страны на рынке международных встреч. Она выполняет важную функцию, выступая основным связующим звеном между международными ассоциациями и городом. 
 
У выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в целом и в качестве самостоятельных отраслей имеется значительный потенциал, который многократно возрастет в случае осуществления координации и оказания поддержки со стороны государства. В связи с этим развитие этих сфер деятельности в России может стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации экономики страны.