Перспективы развития выставочно-конгрессной деятельности в России
15 декабря ‘16
Перспективы развития выставочно-конгрессной деятельности в России

автор: Информэкспо

Что можно сказать об основных итогах работы вашей компании в 2014-2015 г.г.? Насколько существенно влияние кризисных явлений в экономике, западных санкций и антисанкций на ситуацию в выставочном бизнесе? Как это сказывается на формировании ваших выставок, на организации российского участия в зарубежных выставках? В каких отраслях промышленности это влияние наиболее заметно?
 
В 2014-2015 г.г. рост российской выставочно-конгрессной отрасли в целом замедлился по сравнению с предыдущими периодами. Среди основных трендов можно отметить уменьшение запросов со стороны международных заказчиков, запросов из стран Европы и Северной Америки, сокращение количества мероприятий в стране и объема российского участия в зарубежных выставках. Так, по данным Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) в текущем году падение продаж выставочных площадей составило 8-9%, а затраты на подготовку российских экспозиций на выставках за рубежом сократились в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом.
 
При этом отмечу, что на отрасль основное влияние оказывает не политическая ситуация, а такие факторы, как смета площадки, даты проведения или периоды между выставками. В зависимости от специализации мероприятия западных участников может быть много, а может не быть вовсе. Но в целом, европейские партнеры по-прежнему стремятся сотрудничать с отечественными компаниями. Кроме того, увеличивается количество участников из Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Америки. 
 
Активность экспонентов на каждой выставке зависит от ситуации в конкретной отрасли. По данным Выставочного научно-исследовательского центра R&C в 2014-2015 г.г. остается стабильным спрос на участие в электротехнических, нефтегазовых, промышленных, фармацевтических выставках. При этом ситуация неопределенности в отрасли въездного и выездного туризма приводит к некоторому сокращению числа участников специализированных мероприятий данной индустрии. Однако это временные сложности. Интерес к России со стороны зарубежных участников стабилен, и мы уверены, что он будет только расти.
 
Что касается российских экспонентов, то в 2015 году их активность возросла. При этом внутренние заказчики стали более тщательно подходить к выбору проектов, ориентируясь на их эффективность с точки зрения результативных контактов. Именно поэтому Группа предприятий «РЕСТЭК» предлагает участникам своих мероприятий дополнительные форматы, инструменты и технологии, которые позволяют выстроить отношения с деловыми партнерами и клиентами на площадке мероприятия. Можно отметить несколько возможностей, в которых участники проявляют все большую заинтересованность: Биржа Деловых Контактов (система назначения деловых встреч), формат конфекс (от англ. “confex”= conference+exhibition,  сочетание конференции и выставки), а также предоставление более широкого спектра медиа инструментов в рамках подготовки и участия в мероприятиях. 
 
В 2015 году Группа предприятий «РЕСТЭК» празднует 25-летие одним из лидеров выставочной и ивент индустрии в России – по признанию международных экспертов, в частности AMR Research. Четверть века с 1990 года была наполнена знаковыми событиям для «РЕСТЭК®» – это история открытий, успешных начинаний и ярких идей, которые создавали наш коллектив и способствовали формированию отрасли. 
 
В юбилейном 2015 году с целью повышения эффективности мы расширили портфель проектов, а также сконцентрировались на одном из приоритетных направлений деятельности ГП – управлении выставочно-конгрессными площадками. В 2015 году новые В2С мероприятия составили 29% от общего числа собственных проектов. Большинство из них были организованы на базе новой площадки в управлении ГП «РЕСТЭК» - Экспоцентра Лахта в Санкт-Петербурге. В 2016 году доля B2C мероприятий, в т.ч. на собственных выставочно-конгрессных площадях, увеличится еще на 17%. 
 
Таким образом, ГП «РЕСТЭК» задействует максимум новых организационных возможностей для собственного роста, а также для развития города и отрасли. 
 
Какие прогнозы развития выставочного бизнеса в вашем регионе Вы могли бы дать на ближайший год?
 
По данным Выставочного научно-исследовательского центра R&C объем выставочно-ярмарочного рынка России в 2013 году составил $0,93 млрд, что делает Россию шестым по величине выставочным рынком в мире. При этом доля выставочной отрасли в валовом внутреннем продукте России составляет 0,044%. Это меньше, чем в большинстве крупных европейских стран. Так, в Великобритании доля выставочной отрасли в ВВП составляет 0,072%, во Франции – 0,061%, в Германии – 0,051%. Это свидетельствует о значительном потенциале развития российского выставочного рынка.
 
Показателем роста также является развитие материально-технической базы. За последние годы введены в эксплуатацию или планируются к вводу новые выставочно-конгрессные комплексы. Например, в 2013-2014 г.г. открыты специализированные площадки в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новгороде, Красноярске, Уфе. До конца 2015 года начнут работу новые объекты в Ростове-на-Дону и Краснодаре. 
 
Очень важно, что выставочно-конгрессной отрасли уделяется внимание со стороны государства. В частности, в России с 2014 года одобрена и реализуется «Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». В ряде субъектов РФ также подготовлен ряд нормативных документов по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, в частности, концепций и программ развития. 
 
Сегодня участники рынка и государство все чаще говорят о растущем потенциале выставочно-конгрессной деятельности с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности страны и регионов. В частности, в январе 2015 на Евразийском Ивент Форуме (EFEA), главном отраслевом событии года, одной из ключевых тем стала «Роль событийного маркетинга в привлечении инвестиций в экономику региона/страны». Эксперты в области маркетинга территорий, руководители профильных комитетов субъектов федераций и представители отраслевого сообщества поделились мнениями на тему западных санкций и оптимальных путей развития бизнеса в рамках ивент отрасли. В сессии приняли участие представители власти, руководители ведущих российских и зарубежных компаний. 
 
В мире выставочно-конгрессная деятельность признана одним из самых эффективных механизмов делового информационного взаимодействия, и превратилась в перспективную и динамично развивающуюся отрасль экономики. В современных условиях она становится важным инструментом мобилизации интеллектуального потенциала при обсуждении вопроса, связанного с развитием страны, мира, социально-экономической, научной и культурной сфер. Уверен, что российская выставочно-конгрессная отрасль будет развиваться по такому же успешному сценарию.