Круглый стол. Актуальные вызовы и новые возможности для рынка конференц-услуг и рынка MICE-туризма в Петербурге.
21 октября ‘14
Круглый стол. Актуальные вызовы и новые возможности для рынка конференц-услуг и рынка MICE-туризма в Петербурге.

автор: Приложение Конференц-залы газеты «Деловой Петербург»

Как Вы считаете, каким образом нынешний экономический кризис и геополитические проблемы скажутся на рынке делового туризма? Наблюдаете ли Вы уже влияние кризиса? С какого времени? Как оно проявляется? Можно ли говорить только о том, что поток делового туризма сократился/сократится
 
В последней версии концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, деловой туризм, рассматривается, как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
 
В ближайшее время в структуре делового туризма будут превалировать индивидуальные бизнес поездки с целью переговоров, заключения контрактов, объем же событийного туризма несколько сократится. 
Безусловно здесь прослеживается влияние геополитической и экономической ситуации. В 2014 году рост конгрессно-выставочной отрасли и, как следствие делового и событийного туризма, в России замедлился по сравнению с предыдущими периодами. Согласно прогнозам участников рынка, эта динамика сохранится и в 2015 году. Среди основных трендов можно отметить такие, как уменьшение запросов со стороны международных заказчиков, меньше запросов из стран Европы и Северной Америки, сокращение крупных городских событий, снижение количества мероприятий в целом и т.д. При этом есть и положительные тенденции. Так, например, увеличилось количество запросов и совместных мероприятий со странами Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки. С появлением дополнительных возможностей на внутреннем рынке стали более активно вести себя российские компании. 
 
Стоит ли ожидать того, что различные конференции, форумы, выставки, тренинги будут проводиться в большем объеме в Петербурге, чем в Москве, т.к., по общему мнению, «в Петербурге дешевле»? Могут ли конференц-залы отелей в Ленобласти (например, Зеленогорск, Сестрорецк) составить конкуренцию петербургским конференц-залам?
 
Надеемся, что так оно и будет. Санкт-Петербург – мультикультурный и многонациональный город, это жемчужина туризма. У города огромный потенциал. Хотелось бы Вас поправить, Зеленогорск и Сестрорецк находятся на территории Курортного района Санкт-Петербурга, поэтому корректнее сравнивать другие города Ленинградской области - пока они не располагают необходимыми объектами инфраструктуры, в частности площадками с большой вместимостью, позволяющей проводить крупные конгрессные мероприятия. Однако это не касается событийного туризма. Выбор в пользу загородных отелей с конгрессными возможностями зачастую падает не по причине стоимости аренды, а из-за логистических соображений и цели мероприятия.
 
Как Вы думаете, какой может быть наполняемость конференц-залов в Петербурге в ближайшие год-два? Может ли вырасти потребность в небольших конференц-залах? 
 
Согласно данным ВНИЦ R&C всего в Петербурге более 110 000 кв. м конгрессных площадей. Общая вместимость конференц-залов Петербурга на данный момент составляет порядка 45-50 тыс. человек. Сейчас в городе более 100 площадок для проведения конгрессно-выставочных мероприятий: выставочные центры, отели, спортивные комплексы, конгрессные центры, университеты, дворцы, музеи, театры и зрительные залы. Участников и гостей крупнейших международных форумов принимают Мариинский театр, Главный штаб Эрмитажа, здание Биржи на Васильевском острове. Таким образом, нехватки в малых площадках в Санкт-Петербурге нет. 
 
Что касается загрузки, в Санкт-Петербурге, как и в большинстве дестинаций, наблюдаются сезонные колебания загрузки конгрессной инфраструктуры города. Наибольшее количество конгрессных мероприятий и встреч в городе проходит в конце весны и в середине осени. При этом самым популярным месяцем среди организаторов является май (15% от всего количества мероприятий), на втором месте по популярности - октябрь (11% мероприятий). Самые непопулярные месяцы – январь и август. Сезонность сохранится и в дальнейшем.
 
Распределение конгрессных мероприятий и встреч по месяцам года, 
Санкт-Петербург, 2013
Источник: Выставочный научно-исследовательский центр R&C
 
Как будут решать проблему заполняемости конференц-залов гостиницы и специализированные выставочные площадки, у которых большие площади и несколько залов? Возможно ли использовать их под какие-то новые направления? 
 
Проблему наполняемости конференц-залов гостиниц и специализированных конгрессно-выставочных площадок приходится решать постоянно. В кризис эта задача усложняется. В целом площади могут использоваться под различные виды ивентов, банкетных мероприятий, заказчиками которых выступают как частные лица, так и компании. 
 
25-летний опыт ГП «РЕСТЭК» показывает, что при работе площадки очень важно правильно оценить наиболее перспективные для нее форматы мероприятий и их аудиторию. На примере площадки в нашем управлении – Экспоцентра «Гарден Сити», который находится на территории одноименного торгового комплекса в Приморском районе Петербурга – мы видим, что специфика расположения, наличие торговой инфраструктуры делает данную выставочную площадку максимально привлекательной для B2C мероприятий. Этот путь мы и выбираем для себя. Таким образом, стоит, в первую очередь, еще раз оценить сильные стороны своей площадки, и, исходя из них, переформатировать календарь привлекаемых и проводимых мероприятий.     
 
Каковы перспективы рынка делового туризма Петербурга?
 
Исследовательская компания Oxford Economics в 2009 впервые установила взаимосвязь между деловым туризмом и ростом бизнеса. Получились интересные результаты: каждый доллар США, вложенный в деловые путешествия, создает дополнительную стоимость в сумме 3,8 доллара США (таким образом проявляется туристический мультипликатор делового туризма). 
 
Почти 40% компаний подтвердили, что сокращение деловых путешествий негативно повлияло на результаты их деятельности: на 11% сократились объемы продажи, на 12% снизилась эффективность внутрифирменных коммуникаций, на 10% – количество внутренних эффективных бизнес-инициатив, 8% составляла потеря лояльности клиентов. 
 
Вышеприведенные исследования свидетельствуют о перспективности развития рынка делового туризма как необходимой составляющей успеха бизнеса. Кроме того, это еще раз подтверждает то, что деловой туризм является одним из наиболее экономически эффективных видов туризма в мире. 
 
У петербургского рынка делового туризма большие перспективы, т.к. наш город обладает такими важными условиями как культурное наследие, географическое положение и развитая экономика региона. Санкт-Петербург, пожалуй, единственный в России город с подобным сочетанием благоприятных факторов для развития делового и событийного туризма.
 
Кроме того, в Санкт-Петербурге ведется активная работа по содействию индустрии. Например, созданы такие важные инструменты для работы отрасли, как Конгрессно-выставочный кластер (уникальное явление для России) и Конгресс-бюро Санкт-Петербурга. Все это будет способствовать не только повышению международного имиджа и статуса города, но и позволит качественно изменить уровень самой событийной отрасли в регионе.