Точки роста/ Мнение специалиста
31 октября ‘14
Точки роста/ Мнение специалиста

автор: Ведомости Санкт-Петербург

По оценкам экспертов, объем российского рынка выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности составляет 1,3-1,5 млрд долларов. Ежегодно в России в выставках принимают участие 140 тыс. российских экспонентов и 20 тыс. зарубежных компаний. В рейтинге ведущих городов по проведению конференций и конгрессов Москва, по данным 2013 года, занимает 68-е место, Петербург – 79-е, пропустив вперед лидеров отрасли – Париж, Мадрид и Вену. В то же время отрасль имеет значительный потенциал. Но ей необходима поддержка со стороны государства, считают специалисты. 
 
Вопросы:
 
Как, по вашему мнению, изменится (может, уже изменилась) выставочная индустрия Петербурга после открытия конгрессно-выставочного центра «Экспофорум»? На выставки какой тематики он рассчитан?
 
У выставочной индустрии Петербурга появились новые возможности. Со дня открытия КВЦ «Экспофорум» прошло не так много времени и сейчас, конечно, сложно делать выводы. Думаю, что показательным будет следующий год, когда на площадке пройдет несколько крупных мероприятий. В день открытия «Экспофорума» состоялась первая международная конференция и выставка по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения шельфа – Offshore Marintec Russia. Событие вызвало большой интерес у специалистов: крупнейшие игроки мирового рынка энергетики и судостроения, ведущие ученые собрались на современной площадке. Для участников и гостей Offshore Marintec Russia была подготовлена насыщенная программа – пленарное заседание, 6 тематических круглых столов, Биржа деловых контактов, в экспозиции было представлено более 200 компаний.
 
У экспонентов и крупнейших выставочных компаний особые требования к выставочным площадкам и Петербургу, конечно необходим современный комплекс. Теперь в городе появятся новые мероприятия, которые отвечают всем требованиям и пожеланиям участников и посетителей. Так, например, весной 2015 года откроется выставка «Automechanika St. Petersburg». Это известный проект крупнейшего организатора мероприятий Messe Frankfurt. Выставка уже проходила в Петербурге на площадке ВК «Ленэкспо» и теперь возвращается в регион в новом качестве.
 
Помимо этой выставки в КВЦ «ЭкспоФорум» также пройдут мероприятия смежные по тематике. В частности, состоится Петербургская техническая ярмарка – промышленная выставка, на которой будет представлена технологическая цепочка производства: от научных разработок и обработки металла до конечного продукта машиностроительного комплекса. В павильонах центра пройдет также Autoprom Russia – выставка-конференция производителей и поставщиков комплектующих для автомобилестроения, откроется экспозиция Hi-Tech, посвященная высоким технологиям, инновациям и инвестиционным проектам в научно-технической сфере. Проведение промышленных выставок на одной площадке создаст мощный синергетический эффект для всех участников. Промышленные мероприятия соберут более 10 тыс. посетителей и 527 компаний-участниц из 30 стран мира на площади более 6 600 кв. м.
 
Сколько в нашем городе ежегодно проводится выставок? Станет ли их больше после открытия центра на Пулковских высотах?
 
Вот несколько цифр. По данным Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C в 2013 году в выставках приняли участие 10 273 экспонентов. Иностранных участников стало немного меньше – 1 327 фирм. По сравнению с 2012 годом показатель снизился на 7,7%. Так на отрасль повлиял экономический кризис. В 2013 году выставки посетило более 670 тыс. человек. 
 
Замечу, что одна из особенностей рынка Петербурга, заключается в тесной взаимосвязи актуальности выставочных проектов с требованиями отраслей экономики города. Организаторы стараются отразить потребности целевых программ, в частности, Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года. Это показал Петербургский международный инновационный форум, выставка «Дороги. Мосты. Тоннели», где были представлены городские проекты.
 
Сколько у нас всего выставочных площадок в городе? В каком они состоянии?
 
Согласно данным ВНИЦ R&C всего в Петербурге более 110 000 кв. м конгрессных и более 160 000 кв. м выставочных площадей. Общая вместимость конференц-залов Петербурга на данный момент составляет порядка 45-50 тыс. человек. Сейчас в городе более 100 площадок для проведения конгрессно-выставочных мероприятий: выставочные центры, отели, спортивные комплексы, конгрессные центры, университеты, дворцы, музеи, театры и зрительные залы. Участников и гостей крупнейших международных форумов принимают Мариинский театр, Главный штаб Эрмитажа, здание Биржи на Васильевском острове. Кроме того, появляются новые площадки. Так в 2014 году под управлением ГП «РЕСТЭК» начал работу обновленный Экспоцентр «Гарден Сити» на территории одноименного торгового комплекса – мультиформатная площадка для проведения мероприятий различного масштаба. 
 
Выставочная индустрия вносит ощутимый вклад в бюджет города, ведь прибывшие на форум гости, как российские, так и иностранные, где-то живут и что-то едят, а также ездят на общественном транспорте, ходят по музеям и посещают культурные мероприятия. Какова ситуация в Петербурге? Каков вообще объем выставочного рынка Петербурга?
 
Почти 80% доходов казны немецкого Ганновера составляет прибыль, полученная от выставочной деятельности, в Дюссельдорфе – 15%, а в Санкт-Петербурге только 0,7%. Ситуацию можно исправить и уже в ближайшем будущем город будет в полной мере использовать свой выставочный и конгрессный потенциал. 
 
Выставочная индустрия и туризм должны стать одной из надежных статей дохода Северной столицы. Санкт-Петербург имеет геополитическое значение для России. Это и научно-промышленный центр, где работает большое количество крупных и средних промышленных предприятий, научно-технических институтов и предприятий. Кроме того, Петербург – важный транспортный узел, культурный центр России. Поэтому выставочно-конгрессная деятельность так важна для города. В Санкт-Петербурге проводится 14% всех выставочных мероприятий России, и работают 10% всех профессиональных организаторов выставок страны. По опыту европейских стран экономическая эффективность конгрессно-выставочной деятельности достигает соотношения 1:7, т.е. в городе, принимающем мероприятие, на каждый вложенный евро приходится семь заработанных. Таким образом, привлечение и проведение мероприятий является источником развития не только отрасли, но и города в целом.
 
Сказалась ли на отрасли напряженная внешнеполитическая обстановка? 
 
Представители бизнеса из стран Европы принимают активное участие в выставочных и конгрессных мероприятиях. Петербург открыт для сотрудничества и это видно по итогам выставок и форумов, которые прошли осенью 2014 года.
 
Отмечу, что на отрасль основное влияние оказывает не политическая ситуация, а такие факторы, как смета площадки, даты проведения или периоды между выставками. В зависимости от специализации мероприятия западных участников может быть много, а может не быть вовсе. Но в целом, европейские партнеры по-прежнему стремятся сотрудничать с отечественными компаниями. Кроме того, увеличивается количество участников из Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Америки. Также не стоит забывать, что интересы бизнеса далеко не всегда и не во всем пересекаются с политикой государства. Тем более сегодня для многих западных игроков российские бизнес-площадки становятся чуть ли не единственным местом, где можно обменяться профессиональным опытом и получить дополнительную информацию по рынкам.
 
Активность экспонентов на каждой выставке зависит от ситуации в конкретной отрасли. В частности, в 2014 году остается стабильным спрос на участие в электротехнических, нефтегазовых и промышленных выставках. При этом ситуация неопределенности в отрасли въездного и выездного туризма приводит к некоторому сокращению числа участников специализированных мероприятий данной индустрии. Однако это временные сложности. Интерес к России стабилен, и мы уверены, что он будет только расти.
 
Участники стали более тщательно подходить к выбору проектов, ориентируясь на их эффективность с точки зрения результативных контактов. Поэтому все более востребованными становятся форматы, инструменты и технологии, которые позволяют выстроить отношения с деловыми партнерами и клиентами на площадке мероприятия. По опыту ГП «РЕСТЭК» можно отметить несколько возможностей, в которых участники проявляют все большую заинтересованность: Биржа Деловых Контактов - система назначения деловых встреч, формат конфекс (от англ. “confex”= conference+exhibition) - сочетание конференции и выставки, а также расширение вариантов медиасопровождения в рамках подготовки и участия в мероприятиях. 
 
Деловые коммуникации адаптируются к текущему моменту. Сейчас, когда деловое сообщество столкнулось с политическими и экономическими вызовами, именно выставки и конгрессы стали площадкой для налаживания отношений. Активизировалась работа торговых представительств, Центров Международной Торговли – деловое сообщество проявляет интерес и готово сотрудничать. Выставочно-конгрессные мероприятия помогают выстроить конструктивный диалог. Например, налаживанию взаимодействия бизнеса из разных регионов и стран способствует Петербургский Партнериат. Мероприятие поддерживает малый и средний бизнес. В 2015 году в рамках Партнериата планируется провести деловые встречи предпринимателей в Финляндии.
 
Какие у отрасли основные проблемы? Что с ними делать? Летом этого года федеральное правительство одобрило Концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ. Как это отразится на индустрии? Что от этого изменится?
 
Наконец выставочно-конгрессному бизнесу уделено внимание на высоком правительственном уровне. Есть понимание. Сейчас необходимо сформировать новые принципы государственной политики выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в России и за рубежом с использованием механизма государственно-частного партнерства. 
 
Конечно, как и другие отрасли, индустрия сталкивается с проблемами. Предприятиям не хватает квалифицированных маркетологов, рекламистов, которые могут повысить эффективность участия предприятий в тех или иных выставках. Надо усовершенствовать систему обучения специалистов.
 
В Санкт-Петербурге ведется активная работа по содействию индустрии, например, обсуждается проект формирования отраслевого кластера. В 2014 году создано Конгресс-бюро. Об эффективности данного инструмента свидетельствует положительный опыт таких стран как Австрия, Польша и Финляндия. Надеемся, что с появлением данной структуры международный имидж Петербурга в качестве дестинации для проведения мероприятий будет еще больше укрепляться.